четверг, 1 сентября 2022 г.

02.09.2022, 5-В класс. Тема. Мифы народов России и мира. Понятие о мифах и мифологии

  Подписываем тетрадь!!!

Тетрадь

для работ

 по литературе

обучающегося(обучающейся) 5-В класса

МБОУ "СШ №50"

ФИ (в родительном падеже)

___________________________________________

Слово «миф» — греческое по происхождению. Mythos — «сло­во», «предание», «сказание».

Мифы - это произведения, созданные фантазией народа, в ко­торых передаются представления древних людей о происхождении мира, о явлениях природы. Древний человек наделял окружающий мир - явления природы, животных, предметы - свойствами, кото­рыми обладали сами люди. В его представлениях живым было все существующее: растения и камни, вода и небо. Он ощущал тесную взаимосвязь с природой и отражал свои представления в мифах. Человеку всегда было важно определить свое место в мире. Мифы помогали ему в этом.

Тематика мифов разнообразна, как разнообразен сам мир. Древние объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, постоянные изменения явлений природы, поведение животных, сохраняли для потомков сказания о подвигах героев.

Совокупность мифов называется мифологией. Так же име­нуется наука, изучающая мифы, их происхождение, влияние на жизнь древнего человека. Своя мифология, так же как и своя история, есть у любого народа — это разветвленная система бо­гов, отвечающих за природные явления, это свои герои, память о которых древние считали необходимым передать потомкам. Существуют греческие, арабские, индийские, славянские и дру­гие мифы.

Мир существовал по тем же основным иконам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты. Вся ог­ромная работа познания мира человечеству только еще предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичны­ми, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконеч­ным, неиссякаемым источником искусства и литературы.

2. Беседа 

Какие вопросы, волновавшие древних, волнуют и нас, со­временных людей? 

Вопросы происхождения мира, человека, вопрос о сущности мира, вопросы добра и зла, вопросы границ возможностей челове­ка. Поэтому и интересны нам мифы древних народов. Эти мифы рассказывают нам, как жили, во что верили наши далекие предки, как объясняли и понимали мир.

-Можно ли назвать мифы сказками? Как вы думаете, что общего между мифом и сказкой? А чем они различаются? 

Сказка, как и миф, - произведение устного народного твор­чества. И сказка, и миф созданы фантазией народа. Мифы соз­давались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка же создавалась с уста­новкой на вымысел, сказка сознательно создавала новую, фанта­стическую, выдуманную реальность.

Мифологические образы и представления так прочно вошли в нашу жизнь, наш язык, что чаще всего мы не замечаем, что пользуемся этими образами. Например, имена римских богов носят Сатурн, а греческих богов - Уран и Плутон. Имя древнейшей бо­гини, родоначальницы почти всех греческих богов-олимпийцев, матери Земли Геи, является составной частью названий наук о Земле: географии, геологии, геометрии, геофизики и т. д. В на­званиях календарных месяцев — январь, март, май, июнь - скры­ваются боги римской мифологии Янус, Марс, Майя, Юнона.

III. Понятие о календарных мифах

Кстати, среди разнообразных по содержанию мифов (о тво­рении Вселенной, о создании человека, о происхождении вещей и природных объектов, о богах и героях) существуют так называе­мые календарные мифы.

По названию понятно, что эти мифы связаны с календарем, т. е. с периодическими изменениями в природе.

— Как вы думаете, какие периодические, повторяющиеся изме­нения природы наблюдал древний человек и наблюдаем мы с вами? С какими явлениями связываются эти изменения?

Человек наблюдал и наблюдает смену дня и ночи, сезонов (времен года), связанную с движением Солнца. Можно наблюдать и такие редкие явления природы, как затмения Солнца и затмения Луны. Конечно, для древнего человека затмения не предвещали ничего хорошего, их связывали с приближающимися несчастья­ми, а то и с концом света.

Домашнее задание:

Ознакомиться с конспектом и видеороликом,  записать в тетрадь, что такое "миф" и "мифология".

Комментариев нет:

Отправить комментарий