четверг, 1 сентября 2022 г.

02.09.2022, 6-Б класс, 6-В класс. Тема. Понятие о литературном языке.

                                                            Подписываем тетрадь!!!

Тетрадь

для работ

 по русскому языку

обучающегося(обучающейся) 6-___ класса

МБОУ "СШ №50"

ФИ (в родительном падеже)

____________________________________________________

Язык создаётся народом и передаётся из поколения в поколение. Язык - средство общения нации. Национальный язык выступает в двух формах: устной и письменной, включая в себя народно-разговорные разновидности языка и диалекты (в основном существующие в устной речи) и литературный язык, имеющий устную и письменную формы.

Литературный язык нормативен. Что это значит? Литературный язык объединяет всех говорящих и пишущих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит , что у него должны быть строгие нормы: лексические, грамматические, орфоэпические и др.

- Как вы думаете, какое понятие более широкое - литературный язык или национальный язык?

- Каковы, по-вашему, причины отклонения произношения от литературной нормы? (Это объясняется разными причинами: влиянием диалектов, просторечий, ситуацией общения, просто небрежным отношением к языку. Неряшливая речь, различия в произношении мешают людям при общении )

 Какие же нормы изучают в школе?

1) Правильного произношения: яи[ч]ница или яи[ш]ница; позвонишь или позвонишь? Это орфоэпические нормы.

2) Правильного словоупотребления, то есть употребления нужных, уместных в языковой ситуации слов, оборотов речи: ударить или двинуть?  Это стилистические нормы.

3) Правильного соединения слов: пять стульев стояло или стояли?  Это  синтаксические нормы.

4) Правильного написания. Это орфографические и пунктуационные правила.

5) Правильного изменения слов различных частей речи: лечь – лягу или ляжу?  Это морфологические нормы.

Основные разделы науки о языке

Наука, изучающая язык, называется языкознанием, или языковедением, лингвистикой. Ее основные разделы связаны с изучением определенных единиц русского языка.

Орфоэпия изучает правила произношения звуков, их сочетаний.

Орфография – правила написания слов.

Пунктуация – правила постановки знаков препинания.

Стилистика – стилистические ресурсы языка и нормы их использования в конкретных стилях речи.

Литературный язык – это основа русской художественной литературы.

Открываем тетрадь. Записываем:
Второе сентября
Классная работа
Тема. Понятие о литературном языке.

Упражнение 1

Прочитайте текст.  Определить его тему, основную мысль(устно) , объяснить, пользуясь словарем, значение слов: интеллигентный, уравновешенность, личность.(письменно)

«Наш язык – это важнейшая3 часть нашего общего поведения в жизни. И по тому3, как человек говорит, мы сразу и легко можем3 судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.

Учиться6 хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно6 –  запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно3 – это надо, надо.

Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума». (Д. С. Лихачев.)

После упражнения 1 записываем:

Тема. Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение.

Монолог (греч., от monos - один, и lego -оворю). Сцена в театре, где лицо говорит само собою, высказывает самому себе вслух свои чувства в мысли, в противоположность диалогу.

Коммуникативная функция монологической речи определяет функциональные типы. К таким типам относятся:

  1. монолог-повествование,
  2. монолог-описание,
  3. монолог-сообщение,
  4. монолог-рассуждение.

Охарактеризуем каждый из эти видов монолога.

1) Монолог-повествование по своему значению, структуре и модальности противопоставлен статическому описанию. Другими словами, целью повествования является передача, создание в представлении реципиента динамичной картины развития, смены действий, событий. Так, повествование служит способом изображения событий в их временной последовательности, в движении, в развитии.

2) Монолог-описание - это функционально-смысловой тип речевого изложения, основным содержанием которого является внешняя характеристика или раскрытие внутренних признаков предмета, явления в статике. Описание рассматривается как констатирующая речь, сообщение, содержащее в себе указание на принадлежность характеризуемого к определенному классу предметов, перечисление его признаков и элементов, предназначение, функциональные особенности.

С помощью монолога-описания называются признаки или качества предметов, поэтому для данного типа речи характерно простое нанизывание предложений в порядке их логической последовательности.

3) Монолог-рассуждение – это функционально-смысловой тип речи, имеющий логическую структуру, соответственно которой данная мысль по правилам логики выводится из других мыслей, т.е. доказывается. Обязательный признак рассуждения - наличие основной мысли проблемного характера и аргументации.

Записываем:

Упражнение 2.

Запишите к какому типу речи относятся предложения. Например, 1 - рассуждение, 2- повествование и т.д.

(Нажми на ссылку) 


Домашнее задание:

Ознакомиться с конспектом. Письменно выполнить упражнение 3. Выполненную работу прислать на эл.почту anastasiadzus1995@yandex.ru

Отступаем две линии от классной работы. 
Второе сентября 
Домашняя работа

Упражнение 3

Запишите предложения в два абзаца. 1 - разговорная речь, 2 - литературная речь.

1. Ма, я не голоден. 2. Посмотри за окно! Какой сильный дождь идет! 3. Юрий Петрович вспоминал, что ту самую памятную посадку деревьев он как раз пропустил. 4.Школьники 30 лет назад высадили аллею деревьев. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий