Подписываем тетрадь!!!
Тетрадь
для работ
по русскому языку
обучающегося(обучающейся) 6-___ класса
МБОУ "СШ №50"
ФИ (в родительном падеже)
____________________________________________________
Язык создаётся народом и передаётся из поколения в поколение. Язык - средство общения нации. Национальный язык выступает в двух формах: устной и письменной, включая в себя народно-разговорные разновидности языка и диалекты (в основном существующие в устной речи) и литературный язык, имеющий устную и письменную формы.
Литературный язык нормативен. Что это значит? Литературный язык объединяет всех говорящих и пишущих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит , что у него должны быть строгие нормы: лексические, грамматические, орфоэпические и др.
- Как вы думаете, какое понятие более широкое - литературный язык или национальный язык?
- Каковы, по-вашему, причины отклонения произношения от литературной нормы? (Это объясняется разными причинами: влиянием диалектов, просторечий, ситуацией общения, просто небрежным отношением к языку. Неряшливая речь, различия в произношении мешают людям при общении )
Какие же нормы изучают в школе?
1) Правильного произношения: яи[ч]ница или яи[ш]ница; позвонишь или позвонишь? Это орфоэпические нормы.
2) Правильного словоупотребления, то есть употребления нужных, уместных в языковой ситуации слов, оборотов речи: ударить или двинуть? Это стилистические нормы.
3) Правильного соединения слов: пять стульев стояло или стояли? Это синтаксические нормы.
4) Правильного написания. Это орфографические и пунктуационные правила.
5) Правильного изменения слов различных частей речи: лечь – лягу или ляжу? Это морфологические нормы.
Основные разделы науки о языке
Наука, изучающая язык, называется языкознанием, или языковедением, лингвистикой. Ее основные разделы связаны с изучением определенных единиц русского языка.
Орфоэпия изучает правила произношения звуков, их сочетаний.
Орфография – правила написания слов.
Пунктуация – правила постановки знаков препинания.
Стилистика – стилистические ресурсы языка и нормы их использования в конкретных стилях речи.
Литературный язык – это основа русской художественной литературы.
Прочитайте текст. Определить его тему, основную мысль(устно) , объяснить, пользуясь словарем, значение слов: интеллигентный, уравновешенность, личность.(письменно)
«Наш язык – это важнейшая3 часть нашего общего поведения в жизни. И по тому3, как человек говорит, мы сразу и легко можем3 судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.
Учиться6 хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно6 – запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно3 – это надо, надо.
Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума». (Д. С. Лихачев.)
После упражнения 1 записываем:
Тема. Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение.
Монолог (греч., от monos - один, и lego -оворю). Сцена в театре, где лицо говорит само собою, высказывает самому себе вслух свои чувства в мысли, в противоположность диалогу.
Коммуникативная функция монологической речи определяет функциональные типы. К таким типам относятся:
- монолог-повествование,
- монолог-описание,
- монолог-сообщение,
- монолог-рассуждение.
Охарактеризуем каждый из эти видов монолога.
1) Монолог-повествование по своему значению, структуре и модальности противопоставлен статическому описанию. Другими словами, целью повествования является передача, создание в представлении реципиента динамичной картины развития, смены действий, событий. Так, повествование служит способом изображения событий в их временной последовательности, в движении, в развитии.
2) Монолог-описание - это функционально-смысловой тип речевого изложения, основным содержанием которого является внешняя характеристика или раскрытие внутренних признаков предмета, явления в статике. Описание рассматривается как констатирующая речь, сообщение, содержащее в себе указание на принадлежность характеризуемого к определенному классу предметов, перечисление его признаков и элементов, предназначение, функциональные особенности.
С помощью монолога-описания называются признаки или качества предметов, поэтому для данного типа речи характерно простое нанизывание предложений в порядке их логической последовательности.
3) Монолог-рассуждение – это функционально-смысловой тип речи, имеющий логическую структуру, соответственно которой данная мысль по правилам логики выводится из других мыслей, т.е. доказывается. Обязательный признак рассуждения - наличие основной мысли проблемного характера и аргументации.
Записываем:
Упражнение 2.
Запишите к какому типу речи относятся предложения. Например, 1 - рассуждение, 2- повествование и т.д.
(Нажми на ссылку)
Домашнее задание:
Ознакомиться с конспектом. Письменно выполнить упражнение 3. Выполненную работу прислать на эл.почту anastasiadzus1995@yandex.ru
Запишите предложения в два абзаца. 1 - разговорная речь, 2 - литературная речь.
1. Ма, я не голоден. 2. Посмотри за окно! Какой сильный дождь идет! 3. Юрий Петрович вспоминал, что ту самую памятную посадку деревьев он как раз пропустил. 4.Школьники 30 лет назад высадили аллею деревьев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий