среда, 12 октября 2022 г.

13.10.2022. 6 класс. Тема. УВЧ №2. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога»

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Нам предстоит определить, какие средства изобразительности использовал поэт в этом стихотворении. Также попытаемся разобраться, как через описание природы поэт показывает личные переживания человека.

Пушкину приходилось много путешествовать. Вспомните о жизни поэта. Почему ему пришлось долгое время проводить в с. Михайловском? (был отправлен в ссылку). В то время ездили на лошадях, переезды эти были долги и утомительны. Во время такого переезда Пушкин написал «Зимнюю дорогу». Если быть точнее, то написано стихотворение в декабре 1826 года, когда друзья А.С. Пушкина — участники восстания декабристов были казнены, а сам он находился в ссылке в Михайловском.

 Словарная работа

Черная хата — крестьянский бедный дом, изба.

Одне — устаревшая форма слова одни.

Лик — лицо.

Борзая (тройка) — быстрая, резвая упряжка из трех лошадей.

Верста – старинная мера длины.

Ямщик — возница, кучер.

Докучный — наводящий скуку, надоедливый

- Как называют такие слова? (архаизмы)

- Что такое архаизмы? (устаревшие и вышедшие из употребления слова).

Выразительное чтение стихотворения ссылка

Беседа

Понравилось вам стихотворение?

–Какое настроение преобладает в стихотворении?

- Как вы догадались, что настроение грустное? Назовите слова, которые навевают скуку, тоску, грусть.

- Попытайтесь подробно описать, что бы вы увидели, если находились бы в то время в лесу?

Высоко в тёмном небе жёлтая мутная луна, впереди раскинулась бескрайняя степь, занесённая снегом, сквозь сугробы ведёт дорога, по краям которой стоят полосатые верстовые столбы. По дороге бежит тройка, далеко раздаётся звон колокольчика под дугой. Слышна однообразная, заунывная песня ямщика. Тройка приближается, всё громче звенит колокольчик, всё ближе песня ямщика. Ямщик, сидящий на облучке, одет в тяжёлый тулуп, воротник тулупа поднят, на голове меховая шапка. Обут он в валенки. В кибитке сидит путешественник. Он зябко кутается в тёплую шубу, ноги его укрывает медвежья шуба. Случайно удается увидеть лицо седока. Он погружён в невесёлые думы. На лице его печаль. Кибитка движется дальше, удаляется, тише звон колокольчика, глуше песня ямщика.

Анализ стихотворения

- Какие средства изобразительности вы знаете? (олицетворение, эпитет, метафора)

- Что такое олицетворение?

- Найдите примеры олицетворения в стихотворении (пробирается луна, луна “льёт печально свет”)

- Какие ещё яркие художественные средства использует автор, чтобы воссоздать изображаемую картину и состояние героя?

- Вспомните, что такое эпитет? (Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения)

- Найдите эпитеты в стихотворении (волнистые туманы, печальные поляны).

- Ребята, вы заметили, что некоторые слова повторяются? Найдите их. (печальные-печально, скучной-скучно, грустно-грустно) А какая фраза повторяется во 2 и 7 строфе? (колокольчик однозвучный). Как называется такое средство выразительности? (такой прием называется лексический повтор).

- Для чего на сбруе висит колокольчик?

Колокольчик однозвучный – к конной дуге привязывали колокольчик, который служил сигналом. Тройка лошадей мчится очень быстро, есть вероятность столкновения с людьми. А колокольчик позволял предупредить окружающих о том, что кто-то мчится в тройке.

 

Домашнее задание:

Ознакомиться с конспектом, подготовить выразительное чтение стихотворения "Зимняя дорога"; письменно ответить на проблемный вопрос: "Почему стихотворение названо "Зимняя дорога"?" (5-7 предложений)

Комментариев нет:

Отправить комментарий