Сказка – ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин
1.Работа с эпиграфом.
- Как вы понимаете слова великого русского поэта? Чему учат нас сказки?
- Определите цели урока, используя глаголы повторить, узнать, научиться.
- - повторить жанры УНТ(устное народное творчество);
- - узнать о видах сказок;
- - научиться определять вид сказки, находить особенности русских народных сказок.
- Работа с учебником: стр. 8-10. Ссылка на электронный учебник https://znayka.win/uchebniki/5-klass/literatura-5-klass-1-chast-korovina-zhuravlev-korovin/?ysclid=l7p3inb8v4858728550
Чтение статьи учебника (с. 8—12) и коллективное составление плана этой статьи.
— Что такое сказка?
Определение сказки выпишем в тетрадь.
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 12), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно).
Запись в тетрадь:
1.Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
2.Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
3.Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».
Пояснения учителя:
Самыми древними являются сказки о животных. В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.
Герои бытовых сказок – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.
Особая группа сказок – волшебные. Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще победа, утверждающая человеческое начало.
Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 10—11 учебника).
Запишем в тетрадь:
Сказки
- Фольклорные (много вариантов, автор – народ)
- Литературные (не имеют вариантов, есть конкретный автор)
- Приведите примеры сказок:
- фольклорных («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Правда и Кривда», «Петух и жерновки», «Гусли-самогуды»)
- литературных(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», Вас.Андр.Жуковский «Три пояса», «Спящая царевна», ДжанниРодари «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лгунов», Шарль Перро «Золушка», Кот в сапогах», Мальчик-с-пальчик», Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Гадкий утёнок»)
Назовите приметы сказки. ( Запись в тетраде )
- вымысел;
- занимательность;
- фантастичность;
- поучительность;
-добро всегда побеждает зло;
Сделаем вывод:
Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.
Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.
Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.
Кощей Бессмертный - это злой, завистливый и жадный старик. Он похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в которой заключена смерть Кощея.
Змей Горыныч – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, - тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.
Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван : Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.
Чудесные предметы – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.
Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка.
Сказки имеют особое построение - композицию.
Сказки часто начинаются с какой-либо присказки. Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, а возле него нож точёный ». Цель присказки – привлечь внимание слушателей, она воспринимается как весёлая прибаутка, шутка, часто присказка не связана по смыслу с самой сказкой.
За присказкой следует зачин, который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия. «Жили-были дед да баба…».
Часто в сказках имеется концовка, которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».
Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках бывают постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»), гиперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии».
Запомните.
Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов, употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.
V.Закрепление материала (устно)
Тест
- Фольклор – это
а) разговор двух или нескольких лиц
б) построение произведения
в) устное народное творчество
- Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?
а) греческий
б) английский
в) французский
- Кто является автором фольклорных произведений?
а) народ
б) летописец
в) поэт
- Что такое русская народная сказка?
а) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях
б) памятник исторической прозы Древней Руси
в) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях
5. Литература происходит от слова litera , что в переводе означает:
а) искусство
б) буква
в) фольклор
6.Герои волшебных сказок
а)борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой
б) живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом, побеждают благодаря находчивости, уму и смелости
в) разговаривают и ведут себя как люди
7.Сказка «Василиса Премудрая» является
а) волшебной
б) бытовой
в) о животных
8.Фраза «И я здесь был, пиво, мед пил…по усам текло, а в рот не попало….» -
а) зачин сказки
б) основная часть
в) концовка
9.Назовите автора строк:
Сказка - ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
а) Шарль Перро
б) Александр Сергеевич Пушкин
в) Ганс Христиан Андерсен
10. К малым жанрам фольклора относятся:
а) сказки
б) повести
в) загадки
Рефлексивно-оценочный этап
устная рефлексия «Закончи высказывание» (устно)
- Закончите высказывание:
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Я научился…
Я смог…
Домашнее задание:
Ознакомиться с конспектом, письменно записать всё, что выделено голубым цветом.
Шестое сентября
Домашняя работа
Тема. Сказки народов России и народов мира. Жанровые и эстетические особенности сказок. Виды сказок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий