понедельник, 5 сентября 2022 г.

06.09.2022, 6-В класс. Тема. Монолог-повествование,

 Монолог-повествование,

Монолог-повествование передает временную последовательность событий, характеризуется изменением обстановки, поведения действующих лиц, логическими переходами от одного действия, состояния к другому

     Аналитическая работа с притчей «Отец и сыновья» Л.Н.Толстого

 Сейчас мы с вами будем учиться строить схему - кластер, в котором будет заключаться основная информация о типе речи - повествовании

- Поможет нам в этом притча (небольшой рассказ с нравоучительным характером) Л.Н.Толстого «Отец и сыновья». Спишите текст и подчеркните глаголы. 

«Отец и сыновья».

Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали, и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья - вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:

-   Сломайте его!

Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:

- Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой победить и обидеть сможет.

- Ребята, что имел ввиду отец?

-Возьмите, пожалуйста, карандаши или ручки и подчеркните в тексте глаголы – действия отца и сыновей

Составление кластера:
-- Итак, этот текст относится к типу речи повествование
-- Этот текст называется повествованием, потому что  рассказывается о событии – как отец учил сыновей быть дружными - и перечисляются действия отца и сыновей)
--Что возвышается над   текстом? (Заглавие, название)
-- Что отражено в заглавии сказки: тема или идея

                 Название

 

- Как развиваются действия? (действия развиваются последовательно, одно за другим, и обязательно завершаются)

 

 

Название

                                                              Повествование

                                  

 

                                Начало            Развитие действия             Конец

 

- Исходя из такой последовательности действий, выделяем 3 основные части                                

 

 

 

Название

                                                              Повествование

                                  

 

                                Начало           Развитие действия            Конец

 

                  Вступление              Основная часть        Заключение (вывод)

- Давайте посмотрим, какие вопросы мы будем задавать к каждой части

- Обратимся к  тексту  Толстого

- Посмотрите, как начат текст у Толстого? Задача любого рассказчика состоит в том, чтобы быстро ввести слушателя в суть дела. Начало – это вход, который не должен быть загромождён ничем лишним, оно должно заинтересовывать: о ком говорится в тексте? Мы задаем вопрос Кто?

Отец учил сыновей жить в согласии

И что же? – спрашиваем мы себя.

- Прочитайте последнюю часть притчи, в которой отец напутствует своих сыновей. (Отец говорит:…. )

 - заключением может быть не только последнее действие героя, но и вывод из этих действий.


- Итак, анализируя притчу Толстого, что мы узнали о повествовании?

Отвечают дети по кластеру

1. Что у такого текста есть или может быть заглавие

2. Что повествование состоит из 3-х основных частей, в которых отражается последовательность действий героя  (смена кадров, как в кино)

 3. Что повествование отвечает на определённые вопросы (где? как? когда? и т.д.)


Домашнее задание:

Ознакомиться с конспектом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий