воскресенье, 9 октября 2022 г.

10.10.2022, 5 класс . Тема. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Запиши в тетрадь, что такое пролог.

Пролог – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.

 Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина. (Чтение пролога – показ презентации)

1. Прочитай отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" на стр 93 (старый ученик)


      О чём пушкинский пролог? Какова его тема?   – О лукоморье и чудесах,    происходящих там.

 - Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

- Каким вы представляете  кота ученого? Как он «говорит» свои сказки?

-Откроем учебник и посмотрим, с какой буквы – прописной или строчной – написано слово «лукоморье».

-Это не собственное имя, не название какой-то страны, государства. А что же оно означает? –  Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

Это интересно!

 Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо — ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.

Пушкинское Лукоморье, как считали комментаторы его текстов могло располагаться на Чёрном море или на Азовском, или даже в Сибири.

В качестве региона Лукоморье упоминается в древнерусских летописях, как одно из мест обитания половцев. Предположительно Лукоморье располагалось возле излучин Азовского и Чёрного морей и низовья Дона и Днепра.

- Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это старинное слово, выделяя его в строке обратным порядком слов? – Чтобы читатель почувствовал, о какой древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси.

Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова (они называются архаизмами). - Давайте  обратимся  за  помощью  к  толковому   словарю  С.И. Ожегова.

            Неведомые  (дорожки) – неизвестные,  незнакомые.

            Невиданные   (звери) – неизвестные,  которых  никто  не  видел.

            Дол – долина,  равнина.

            Витязь – воин,  богатырь.

            Чредой (выходят) – идут  парами.

            Пленяет – берет  в  плен.

            Тужить – горевать,  кручиниться.

            Поведаю – расскажу.

Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым.

- В прологе Пушкин использует не только лексические, но и грамматические архаизмы: «о заре прихлынут волны». Теперь мы говорим: на заре; нахлынут – в тексте пролога эта старая форма настоящего времени (нахлынут волны…и тридцать витязей выходят…)

-Итак, мастерство Пушкина проявляется в умении создать языковой колорит ушедшей эпохи с помощью архаизмов – как лексических, так и грамматических.

Мастерство Пушкина проявляется и в другом умении – умении одним слово охарактеризовать героя, выражать своё отношение к нему.

- Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает? (чахнет )- Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.

- А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевича? Почему вы так считаете? – Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» - видна тонкая насмешка над царём.

-В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.

  Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает? – Сказку.      

-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.

-Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга…И кот волшебный говорящий, есть страшный колдун…

 - Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить…

-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.

-Рассказ о чудесных героях.

-И концовку

-Вспомним традиционную сказочную концовку.

-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

-Что изменил в ней Пушкин и зачем?

-Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает.

-Каким же настроением, чувством проникнут пушкинский пролог?                              – Торжественно-приподнятым, радостным -  от встречи со сказочной Русью.

 

- Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла…

Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного произведения.

   -В каких строчках заключена основная мысль пролога?

-Какое традиционное значение имело словосочетание  «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?

 Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.

                                 Там русский дух

                                 Там Русью пахнет…- 

эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому.  Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам.

Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение пролога на стр. 93-94, устно ответить на вопросы; выполнить задания по ссылке https://edu.skysmart.ru/student/bofokanoxu

Комментариев нет:

Отправить комментарий